Библия глазами IT-шника ч.2

В предыдущей части этой рубрики, я рассказывал зачем оно мне надо изучать Библию и говорил, что считаю Библию не столько исторической книгой, сколько толстой книгой притч, где языком метафор и аллегорий передаётся весьма полезная информация о том как устроена жизнь. Эдакий user manual по жизни, который много лет, как и большинство других мануалов я игнорил, предпочитая знакомиться с предметом путём проб и ошибок.

Мои первые попытки знакомства с библейской догматикой были придушены буквальным подходом к трактовке писаний, который в купе с насажеными совковыми, поповско-социалистическими суевериями и стереотипами, подталкивали меня заталкивать эту Библию куда подальше в книжный шкаф. Выражаясь простым языком, брав Библию в руки, я представлял горящих ведьм, подвалы инквизиции и священников педофилов, а открывая её первые страницы я искал упоминания о динозаврах и подтверждения последних достижений в космонавтике. Вместо этого я видел байки о мире сделаном за 6 дней и человеке слепленном из глины. Пффф ? …

Удивительно, что обстоятельства сложились так, что предвзятое отношение получилось отбросить, и Библию я таки прочитал от корки до корки, причём даже не раз, причём с разбором и построением собственного понимания смысла притч. Так что у меня теперь в запасе есть целая куча самопальных ересей, коими я на блоге и делюсь. Убеждённым безбожникам и истиннославным мечетникам и церковникам рекомендую взять руку, вытянуть средний палец и покрутить им колёсико мышки, промотав эту рубрику блога так, чтобы я случайно на запятнал ваше праведное сознание.

Итак, сегодня попробуем разобрать метафору «запретный плод» в Эдемском саду. Знаменитая история встречается и в Библии, и в Торе, и в Коране. Многократно изображена на тысячах полотен знаменитых художников и отложила отпечаток на литературу, культуру и язык многих народов. С детских лет мы знаем что запретный плод сладок, но не всегда задумываемся что первоисточник метафоры лежит в библейской книге Бытие 2 и 3 главы. Рекомендую сделать паузу, прогуглить и прочитать эти две главы прежде чем мы пойдём дальше…

Итак, сперва убедимся в бессмысленности буквального толкования. Что мы имеем:

  • Бога, который ходит, сажает, лепит, разговаривает и даже проводит операции с использованием анестезии. Хотя в той же Библии сказано «Бог есть дух» Ин 4:24 и «Бога не видел никто никогда» Ин 1:18.
  • Говорящую змею. Тут сразу вопросы. Ну нет у змей голосовых связок, подходящего устройства ротовой полости и главное мозга способного к речи. Змея может заговорить с Евой только если та сперва ещё каких запретных грибов попробовала.
  • Райский сад с плодовыми деревьями, где в самом центре и «дерево жизни», которое дает вечную жизнь, и дерево «познания добра и зла» от которого если съешь то умрешь, как Бог сказал, в тот же день. И тут тоже несколько нестыковок. Кроме того, что питание одними фруктами вряд ли можно назвать райской жизнью, науке неизвестны деревья которые могут дать вечную жизнь. Если бы такие произрастали, то кто-то, когда-либо да съел от них, ну хотя бы насекомые или червячки какие. Представьте эдакого червячка — Дункана Маклауда, на которого можно рыбачить поколениями! Да и фрукта от которого узнаешь, что такое хорошо, а что такое плохо тоже науке не известно — вместо этого у нас одноименный стих Маяковского. Ну и напоследок, Бог то получается соврал в истории. Ведь после поедания запретного плода в тот же день никто так и не умер, а жили Адам с Евой дальше и детей родили и землю заселяли. Хм…

Мой вердикт: с точки зрения буквального толкования, данная история — собачья чушь и к прочтению натощак не рекомендуется

Однако, аналогичный вердикт, после подобного разбора, я бы вынес и песне Андрея Губина «Птица». Напомню…

Ты уйдешь, за собой дверь закроешь,
Ты уйдешь, от меня боль не скроешь,
По дороге своей от весны к весне.
Упадет белый снег расставанья,
Только ты обещай на прощанье
Быть счастливой в своей сказочной стране.

Улетай, улетай, словно птица,
В небесах та свободно кружится
Выше солнца и звезд, выше, только знай:
Никогда я тебя не забуду,
Буду ждать, буду вновь верить в чудо,-
Вот и все, а теперь улетай, улетай…

Но тем не менее автор в молодости задорно сучил ногами под эту песенку на дискотеках 90х, при этом совершенно чётко понимая о чём в ней идёт речь. Какая-то дамочка, кинула какого-то лузера и тот себя успокаивает романтическими песенками. Всё. Разбор закончен, мораль из песни усвоена. И в мыслях не было применять буквальное толкование к текстам.

Ключ к пониманию Библии — разбор языка метафор и аллегорий

Какие же метафоры и аллегории мы видим в Быт 2-3? Несколько десятков. Метафора на метафоре аллегорией погоняет. Тот ещё сборник шарад. Вокруг да около ходить не буду, поделюсь несколькими из метафор:

«Змея» = сатана — идеология человекоцентризма и независимости от Бога. Змея по Библии царствует в этом мире. Что змея это сатана даже самые упёртые библейские буквалисты вряд ли поспорят.

«Съесть» что-либо = поверить во что-либо, пустить идею в себя. Вопрос еды и питья ключевой в Библии, манна небесная, вода из камня, камни превращающиеся в хлеб, Иисус говорящий что он это хлеб и источник воды вечной жизни, концепция поста. Всё это про набивание мозга, а не желудка.

«Дерево» = какое-либо учение, идеология или учитель. Когда в псалмах поётся о том как «Господь сокрушает кедры Ливанские…» гринписовцы могут расслабиться — Бог всё ещё добрый, речь о его войне с красивыми лжеучениями. Или когда Иисус проклинает дерево о которого нет плода, так что оно засыхает — это тоже про бестолковых наставников, а не о том какой бессердечный Иисус.

«Плод дерева» — означает идея какого-либо учения. Духовная пища, приводящая верующего к делам согласно своей идеологии.

«Нагота» — несовершенство людей. Обывательская теория, что когда-то человек был хороший, но потом пал в грех, разбивается не только об археологические доказательства, но и о стих Быт 2:25. Люди всегда были редисками.

«Дерево жизни» — истина — учение открывающее объективную реальность — мы поговорим об этом позже, но это еще и Иисус, как бы по-дурацки это сейчас не звучало ?. Вы не знали что от Иисуса можно съесть? Продолжайте читать этот блог, я покажу вам как. Хотя некоторые уже после этого поста, могут почувствовать лёгкое послевкусие.

«Дерево познания добра и зла» — то же самое «Дерево жизни» только в профиль, потому и написано что так же посреди рая стоит. Это закон функционирования общества идеальных индивидуумов.

Вкушаешь от закона, узнаёшь правду что любить ближнего как себя самого это добро, а любить себя больше это зло, начинаешь различать что делал хорошо, а что плохо раньше, быстро понимаешь, что любви к ближнему как того хочет Бог ты как минимум со своей тёщей не сможешь провернуть ну никак. Вот тут то глаза и раскрываются и видишь свою «наготу», прячешься от Бога — типа ну его такой божий закон в баню. Наготу прикрываешь фиговым листочком типа жизни по собственным убеждениям. Однако с этого момента включается осуждение за грех. В отличии от уголовного кодекса, в божьем законе незнание освобождает от отвественности, а если уж узнал — то всё… пойдёшь по этапу духовных мук, о которых остальные 1000 с лишним страниц.

Вот собственно об этом процессе и повествуют эти главы. Там ещё копать и копать и много метафор, которые будем разбирать позже. Но вы уже сейчас можете догадаться и Бог не дачник-садовод, и Адам с Евой не голозадые неандертальцы.

На последок попробую ответить на простой вопрос: «Ну и что с того? Зачем обычному человеку вот этим всем надо башку себе забивать?».

Ответ там же в Библии — обычному человеку оно и не надо. Бога вполне устраивает вариант когда человек не задумывается о том что такое добро, а что такое зло. Отдельно взятый человек вполне может прожить жизнь «в Адаме невкусившем», но это надо вообще мозг выключить и голову в песок спрятать.
Для человечества же в целом сценарий уже расписан. Мы хотим быть «как боги знающие добро и зло», мы видим что этот плод «вожделен и даёт знание». Так или иначе но человечество вкусило и будет пытаться выстроить законопослушное общество, прячась от Бога и прикрывая фиговым листом свою наготу.

Посты на емайл удобнее